«Герои меча и магии 4» — это продолжение знаменитой пошаговой стратегии, в которой разработчики решили вернуться к истокам. Игра предлагает шесть уникальных кампаний с разными расами и историями. Каждая кампания рассказывает о персонаже, который прибывает в таинственный мир Аксеот из гибнущего Энрота.
В результате столкновения двух артефактов — клинков Армагеддона и Ледяного — происходит взрыв, вызывающий катаклизм — Расплату. Из погибающей вселенной открываются порталы в другие измерения, где можно начать новую жизнь и создать новое государство.
В игре представлены следующие сюжетные кампании:
Истинный клинок — лорд Лисандер, мудрец Адамус и священник Проэфо отправляются на поиски истинного наследника трона.
Былое величие — Вэржак, сын Танрума, собирает варваров, чтобы создать свою империю.
Цена мира — девушка Эмилия создаёт государство и защищает его от бессмертного правителя Гэвина Магнуса и джинна Солмира ибн Вали Барада.
Элвин и Шаэра — Элвин отправляется на поиски своей возлюбленной, похищенной лордом Гарком.
Полумёртвый — история о получеловеке-полумертвеце Голдоте Полумёртвом, пытающемся восстановить свою репутацию и остановить Калибарра, желающего уничтожить все миры.
Дочь пирата — после смерти своего отца Тауни Балфор становится капитаном корабля и вместе с Питом Гирли захватывает поселения, контролируя Золотое море.
Действие разворачивается на карте, где герои и их войска перемещаются по разным локациям. Армии добывают ресурсы и артефакты в сражениях. Основная составляющая геймплея — страны, где можно добывать ресурсы и набирать армии. Ландшафт и перемещение войск требуют отдельных ходов. На картах также присутствуют подземные уровни — копии поверхностных уровней.
В игре нужно бороться за семь ресурсов: золото для обустройства поселений и найма армий, дерево и руда для строительства, сера, кристаллы, самоцветы и ртуть. Города приносят основную прибыль. В «Героях меча и магии 4» магия разделена на школы: жизнь, порядок, смерть, хаос, природа. Персонажи изучают заклинания в соответствии со своими навыками определённого уровня.
Сражения происходят в отдельных окнах на карте мира. Войска располагаются по сторонам и действуют поочерёдно. В процессе герои выполняют определённые действия. Инициатива определяет очерёдность ходов. Артефакты представлены в виде оружия, зелий, сокровищ, реликвий, предметов, таких как обувь, шапки, ожерелья, плащи, щиты и мечи, которые персонаж может носить или использовать для прокачки определённых навыков.
Для героя существует девять умений: разведка, тактика, военное дело, благородство и магические способности. Их можно улучшать в процессе игры и изучать новые.